Социософт
«Социософт»

— это обучение, исследовательская и издательская деятельность в области форсайтных исследований, социальных и гуманитарных технологий, психологии.

Общее описание курса

Теги: форсайтное мышление, новая прогностическая платформа, прогнозирование, фабрика мысли, фокусы знаний, учебный курс

В рамках Института психотехнологий и проекта "Социософт" мы предлагаем санкт-петербургским студентам и молодым специалистам курс прогностики на основе Новой прогностической платформы, созданной группой "Конструирование будущего".

Курс был прочитан Сергеем и Еленой Переслегиными и молодыми специалистами группы "Конструирование будущего" в разных модификациях в 2011/2012, 2012/2013 (в рамках ОтУС, Москва, СПб, Томск) и 2012/2013, 2013/2014 (на площадке Университета ИТМО, СПб) учебных годах.

Этот курс позволяет получить системный набор навыков прогнозирования, собрать проектные команды, увлечься новыми для себя областями знаний, оценить прелесть коллективного мышления и пользу сотрудничества. Целью курса является формирование у слушателей индивидуальной компетенции прогнозирования как обязательной компетенции наступающего Будущего.

Заказчиками и разработчиками курса форсайтного мышления были поставлены следующие основные задачи:

1. Ознакомление студентов с основными методами прогнозирования, а именно экспертным опросом (метод Дельфи), форсайтом, сценированием, построением технологических пакетов, прогностическим анализом, литературным прогнозированием, формами размышлений о Будущем;

2. Приобретение студентами практики в использовании основных прогностических техник – дискретного и континуального сценирования, социопиктографирования, стратегирования, проектирования, прогностических игр;

3. Инсталляция у студентов сложных форм мышления, в том числе – прогностического: мышление в принципах и пределах, диалектическое и триалектическое мышлении (оно же мышление в парадоксах);

4. Наработка студентами современных коммуникативных техник, в частности инсталляция коммуникационных протоколов и техник сложной групповой коммуникации;

5. Создание постоянных малых рабочих групп (2-5 человек) для дальнейшей совместной коллективной научной и управленческой деятельности в области прогнозирования или смежных направлениях. Речь идет, по сути, о построении "фабрик мысли" (Think tank`ов) нового поколения – малых мобильных когнитивных структур, участвующих в проектах конструирования Будущего.

Для того чтобы выполнить эти задачи, потребовалось создать учебный курс, не вполне обычный по структуре занятий.  Этот курс включает в себя:

• Очные лекции, сопровождаемые развернутыми презентациями;

• Ролевые прогностические (сценарные) игры;

• Расстановочные прогностические игры;

• Интерактивные игровые методы коллективной работы ("Знаниевый реактор" в различных схемах, в том числе "ромашка", "револьверная схема" и др.);

• Самостоятельную работу студентов в Сети в рамках сценарных игр.

В рамках поставленных задач, курс состоит из следующих блоков:

Вводная часть:

1. Установочный модуль "Будущее, в котором хочется жить". Социосистема, фазовая модель, исторические фазы, фазовые переходы, динамика фазового перехода. Введение в прогнозирование. Виды прогнозирования. Прогностические платформы.

2. Модуль "Фокусы Знания". География, как основа прогнозирования, логистика. История, циклы и большие ритмы, Антропотоки. Физическое и инженерное Знание, их роль в прогнозировании. Антропологическое Знание, демография, демографическое прогнозирование, модель второго эпидемиологического перехода. Схематизация времени, как базовая схематизация прогностического мышления.

Базовая часть:

3. Модуль "Стратегическое управление". Таблица управления, виды управления, стратегирование, типология войн, принципы стратегии, оперативные схемы. Особое место занимала тема стратегии фазового перехода. В данном модуле учащимся были предложены техники стратегического анализа, в том числе – в ее наиболее сложной и современной форме работы со стратегическим ментопланшетом. К этому же модулю относятся Протоколы мышления, поскольку протокольная техника используется при работе с ментопланшетом.

4. Модуль "Мышление". Скрытые прогностические параметры: этионарность, инвентонарность, пассионарность. Интеллект и разум. Организация мышления: обыденное, научное, сложные и предельные формы, беспорядочное мышление. Немыслящее большинство, как прогностический фактор. Практики мышления. Системные операторы, как опорные конспекты мышления.

5. Модуль "Прогнозирование". Часть 1. Сценарное прогнозирование. Алгоритм сценирования и его использование. Примеры сценирования (сценарный анализ развития мировой энергетики). Социопиктографический анализ.

6. Модуль "Прогнозирование". Часть 2. Технологическое прогнозирование. Технологическое пространство. Технологические соответствия. Критические фазовые технологии. О(4) модель: преобразование технологий при фазовых переходах. Замыкающие технологии. Технологические пакеты. Инноватика и новые технологии.

7. Модуль "Прогнозирование". Часть 3. Город. Город, городская среда, характеристики города. Преобразование городов при фазовых переходах. Прогностика городской среды. Конструирование городской среды.

Основанная задача базовой части курса – дать студентам основные прогностические техники и научить их этими техниками пользоваться.

Заключительная часть:

8. Модуль "Прогнозирование". Часть 4. Перспективная прогностическая платформа. Ментограмма Человечества. Цивилизации и альтернативные формы кооперации. Информационные объекты и мифология прогнозирования. Перспективные прогностические техники и прогностический пакет. Схематизация пространства, как прогностическая техника. 

Основная задача заключительной части курса – познакомить студентов с современным состоянием прогностики и основными тенденциями ее развития.

Ведущий курса: Наталья Луковникова.

Подробная информация и запись по тел.: 8-921-328-71-87 по e-mail: info@sociosoft.ru.

Добавить комментарий